100 лет геноцида ассирийцев

4 недели ago roststav Комментарии к записи 100 лет геноцида ассирийцев отключены

Статья «Ассиро-халдейский геноцид под властью Османской империи (1915-1918 гг.)» появилась в историческом разделе французского журнала Diplomatie, в которой говорится о стратегиях и международных отношениях. Автор статьи Джозеф Якуб, почетный профессор политологии в Католическом университете Лиона.

Профессор Якуб — ассириец. Он был первым председателем заседания ЮНЕСКО «Память, культура и межкультурность», экспертом по меньшинствам, правам человека и восточным христианам. Его родители, родом из иранского Азербайджана, пострадали во время турецкого геноцида ассирийцев во время Первой мировой войны, укрываясь на Кавказе (в Грузии), прежде чем обосноваться в Сирии в 1921 году. Профессор Якуб является автором нескольких книг, среди которых английская книга под названием «Год меча — геноцид ассирийцев, история».

В своей статье профессор Якуб начинает с напоминания, что в 1915 году сотни тысяч ассирийцев пострадали от геноцида, как и армяне, греки, совершенного турками-османами во время Первой мировой войны, геноцида, который соответствовал всем критериям Конвенции ООН о геноциде 1948 года. Спустя столетие международное сообщество стало свидетелем еще одного геноцида ассирийцев в Ираке и Сирии, совершенного ИГИЛ (запрещена и признана террористической организацией в России).

Профессор Якуб выделяет многочисленные акты и сцены ужасов, которые отмечают историю ассирийцев, которые стали жертвами пантюркизма и панисламизма в восточной Турции и северном Иране в 1915-1918 гг. Они потеряли 75% своего населения (750 000) из-за резни, маршей смерти и голода. Цель правительства Османской империи состояла в том, чтобы устранить их под предлогом эвакуации из географических районов, которые считаются чувствительными с точки зрения турецкого национализма. Курдские нелегалы ​​использовались в основном для искоренения христианского населения. Этот геноцид, признанный международными учеными и парламентами многих стран, соответствует определению, данному в Конвенции ООН от 9 декабря 1948 года.

Трагедия, от которой пострадали ассирийцы в Османской империи, «продолжается и сейчас под другим небом», пишет профессор Якуб. Для ассирийцев 21-й век начался с преследований в Ираке (с 2004 года) и Сирии (с 2011 года). По иронии судьбы, ассирийские жертвы ИГИЛ 2015 года в Хабуре, на северо-востоке Сирии, были потомками беженцев из Ирака, которые поселились там в 1933 году, чьи родители сами пережили геноцид 1915 года. Еще раз, они были изгнаны мусульманами, как и их братья в Мосуле и из района Ниневии.

Далеко не переселенные в Ирак после поражения ИГИЛ, их драма продолжается в северо-восточной Сирии, потому что они живут в неопределенности после провозглашения курдского правления в 2012 году, а также военного наступления Турции с октября 2019 года. Ослабленные и под угрозой существования, по словам профессора Якуба, более половины христианского населения Сирии встало на путь изгнания.

Чтобы понять 1915-1918 годы, необходимо вернуться к 1907 году, рассматривая эволюцию Османской империи и процесс ее упадка. С этого года турки начали вмешиваться в иранскую политику, с амбициями, заявленными в отношении района Азербайджана, при поддержке курдов, которые действовали как их агенты и обвинялись в разграблении деревень… Таким образом, турецко-курдские вторжения, разрушившие в 1907-1908 гг. христианские деревни в горах Ирана, как Мавана, населенные более чем 1000 ассирийцами, вызвало исход в город Урмия. Уильям А. Шедд, американский пресвитерианский миссионер в Урмии, писал в 1916 году: «В 1906 году турки оккупировали полосу территории вдоль границы с Персией, простирающейся от Суджбулака на юго-запад до Хоя на западе».

Революция младотурок (1908-1909), положившая конец деспотическому правлению султана Абдель-Хамида, изначально приветствовалась христианскими общинами. Однако он быстро уступил место репрессивному и геноцидному национализму.

Профессор Якуб указывает на интересный факт, что до вступления в Первую мировую войну и 9 сентября 1914 года турецкое правительство в одностороннем порядке отменило так называемую систему капитуляции, то есть соглашения, предоставляющие европейским державам набор выгодных и исключительных прав в Османской империи, признавая их в качестве защитных сил христианских меньшинств. В довоенной политической атмосфере исламизации это казалось открытием пути для немусульманских общин. До того, как война была официально объявлена, массовые убийства имели место в Бачкале (Каза Альбак) в районах Гавар и Шемсдинан, расположенных к северо-западу от гор Хаккари, в направлении турецко-персидской границы и в других областях.

Когда началась война, ассирийцы были крайне потрясены, увидев, что Германия поддерживает Турцию и ее призыв к джихаду, в то время как немецкие миссионеры управляли некоторыми школами и приютами в регионе для них. Профессор Якуб продолжает рассказывать подробности, связанные с процессом геноцида, со ссылками на очевидцев, особенно миссионеров и документы. Он подробно рассказывает о влиянии большевистской революции 1917 года на события, связанные с ассирийцами на Кавказе и в Урмии.

Профессор Якуб также обсуждает аспект этноцида в контексте геноцида, который своей мрачной политикой стремился уничтожить культурное наследие народа:

Этот физический геноцид и это разграбление земель и имущества сопровождалось серьезным ущербом культурному наследию культурного. Исторические памятники были разрушены, а церкви были осквернены, а школы снесены. Библиотеки, содержащие редкие книги и ценные рукописи, были разграблены, как и библиотеки Халдейской епархии Сеерта… В регионе Хаккари насчитывалось более 200 церквей, самая старая из которых датируется 4 веком. Таким образом, ассирийцы были лишены значительной части своих мест своей культуры. Всего было разрушено более 400 церквей и монастырей, в том числе 156 сирийских православных.