Пасха 2020: энциклика Вселенского Патриарха Варфоломея

2 месяца ago roststav Комментарии к записи Пасха 2020: энциклика Вселенского Патриарха Варфоломея отключены

Дорогие братья иерархи и возлюбленные дети в Господе. Прибыв в Святую Пасху и становясь участниками радости Воскресения, мы восхваляем Господа, который растоптал смерть смертью и воскресил с Ним всю расу Адама, открывая для нас все врата рая.

Великолепное Воскресение Христово является подтверждением того, что в жизни мира преобладает не смерть, а Спаситель, отменивший владычество смерти. Прежде известный нам как Слово без плоти, а затем как Слово, принявшее плоть за нас, за любовь к человечеству, который умер как человек и воскрес с силой как Бог, Он — Спаситель, который снова придет во славе, чтобы исполнить Божественное Проведение.

Тайна и опыт Воскресения составляют ядро ​​церковной жизни. Сияющее поклонение, священные тайны, молитвенная жизнь, пост и аскезы, пастырское служение и хорошее свидетельство в мире — все это излучает аромат пасхальной радости. Жизнь верующих в церкви — это ежедневная Пасха, «радость свыше», «радость спасения», а также «спасение как радость».

Вот почему службы Святой и Великой Недели не мрачны, а наполнены победоносной силой Воскресения. Там мы обнаруживаем, что у Креста нет последнего слова в плане спасения человечества и мира. Это предвещается уже в субботу Лазарь. Воскресение из мертвых близкого друга Христа является прообразом «общего воскресения». Гимн «Сегодня висит на дереве [Креста]» достигает кульминации в призыве «Покажи нам и Твоё славное Воскресение». Перед эпитафиями мы повторяем: «Я возвеличиваю твою страсть, я восхваляю твое погребение вместе с твоим воскресением». И во время пасхального служения мы решительно заявляем об истинном значении Креста: «Ибо вот, через Крест во весь мир пришла радость».

«Избранный и святой день» Пасхи является рассветом «восьмого дня», первого плода «нового творения». Опыт нашего собственного воскресения, великое «чудо моего спасения». Это живое утверждение, что Господь пострадал и был приведен к смерти ради нас и что Он воскрес из мертвых для нас, «предвещая для нас Воскресение для безграничных веков ». На протяжении всего периода Пасхи мы с неповторимой поэзией воспеваем антропологическое значение блистательного Воскресения Христова, Пасхи человечества от рабства к подлинной свободе, «прогрессирования и вознесения снизу к вышесказанному и в обетованную землю». Это спасительное обновление во Христе осознается в церкви как динамическое расширение евхаристического этоса в мире, как «говорение истины в любви», как синергия с Богом для преображения мира. Таким образом, мир может быть представлен как образ полноты окончательного откровения божественной любви в Царстве последних времен. Жить в воскресшем Господе означает провозглашать Евангелие  «до краев земли» в манере апостолов; на практике это свидетельствует о появившейся благодати и ожидании «нового творения», где «смерти больше не будет, больше не будет ни траура, ни плача, ни боли».

Вера в Воскресение Христово и в наше собственное воскресение не отрицает мучительного присутствия смерти, боли и креста в жизни мира. Мы не подавляем суровую реальность и не застраховываем для себя через веру психологическую уверенность перед смертью. Однако мы знаем, что настоящая жизнь — это не жизнь в целом, что мы здесь «странники», что мы принадлежим Христу и что мы путешествуем в Его вечное Царство. Присутствие боли и смерти, какими бы материальными они ни были, не является окончательной реальностью. Это лежит в окончательной отмене смерти. В Царстве Божьем нет ни боли, ни смерти, а бесконечная жизнь. «Перед твоим драгоценным Крестом, — повторяем мы, — смерть ужасна для людей; но после твоей славной Страсти человечество страшно за смерть». Вера в Христа дарует нам силу, упорство и терпение, чтобы вынести испытания. Христос — это тот, кто «исцеляет нас от всех болезней и избавляет нас от смерти». Он — тот, кто пострадал за нас и открыл нам, что Бог «всегда за нас» и что Божья любовь к нам неразрывно связана с Божьей истиной. Этот обнадеживающий голос божественной любви отражается в словах Христа для паралитика «мужайтесь, дитя мое» и для женщины: «мужайтесь, дочь». В Его словах «наберись смелости; Я победил мир» до Страстей, и заключенному в тюрьму язычниками апостолу, которому угрожает смерть, «наберись мужества, Павел».

Нынешняя пандемия нового коронавируса продемонстрировала, насколько мы хрупки как человеческие существа, как легко на нас доминируют страх и уныние, насколько хрупки наши знания и уверенность в себе, как устарело представление о том, что смерть представляет собой событие в конце жизни и того, что забывание или подавление смерти является правильным способом борьбы с ней. Предельные ситуации доказывают, что мы не способны решительно справляться со своим существованием, когда считаем, что смерть — это непобедимая реальность и непреодолимая граница. Трудно оставаться человеком без надежды на вечность. Эта надежда живет в сердцах всех врачей, медсестер, добровольцев, доноров и всех тех, кто щедро поддерживает своих страдающих братьев и сестер в духе жертвенности, подношения и любви. В этом неописуемом кризисе они излучают воскресение и надежду. Это «добрые самаритяне», которые, рискуя собственной жизнью, поливают раны маслом и вином; они являются современными «киренейцами» на Голгофе тех, кто болен.

Этими мыслями, самыми почетными Иерархами и самыми дорогими в Господе детьми, мы прославляем имя Воскресшего Господа, который выше всех имен, источник жизни от Его собственного света, который освещает вселенную светом Воскресения. И мы молимся Ему, врачу наших душ и тел, который дарует жизнь и воскресение, чтобы в Своей невыразимой любящей доброте Он мог снизойти до человеческого рода, чтобы дать нам драгоценный дар здоровья и направить нас на прямой путь, чтобы подтвердить божественный дар нашей свободы в мире, предвещая его совершенство в небесном Царстве Отца и Сына и Святого Духа.

Христос воскрес!

Фанар, Святая Пасха 2020

† Варфоломей Константинопольский

Ваш пылкий проситель Воскресшего Господа