Встреча в Аммане: Патриарх Кирилл назвал шесть проблем в церкви

3 месяца ago roststav Комментарии к записи Встреча в Аммане: Патриарх Кирилл назвал шесть проблем в церкви отключены

По инициативе Его Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Феофила в Аммане, Иордания, в среду, 26 февраля, было проведено братское собрание иерархов с участием делегаций из церквей Иерусалима, Москвы, Сербии, Румынии, Польши и Чешско-Словацкой.

Феофил пригласил всех своих братских предстоятелей, Патриарха Варфоломея и приматов греческого мира — Александрию, Кипр, Грецию, Албанию — все отказались присутствовать, утверждая, что только Патриарх Константинопольский имеет право собирать предстоятелей. Церковь Грузии также отказалась, заявив, что собрание не будет иметь большого значения без участия всех иерархов, в то время как Антиохийская церковь сослалась на свое возражение против Иерусалимского Патриархата по поводу Катара и свое желание не способствовать какому-либо углублению разделения, и церковь Болгарии отказалась по неназванным причинам.

Участвующие делегации выпустили пресс-релиз, в котором говорилось о необходимости единства и о том, что серьезные проблемы в церкви должны решаться в духе любви и общеправославного консенсуса, на котором иерархи различных участвующих церквей также сосредоточили свое внимание.

Патриарх Феофил открыл собрание, приветствуя всех иерархов и подчеркнув: «Ответы на все наши вопросы должны быть найдены в диалоге и братской любви».

Со своей стороны Святейший Патриарх Московский Кирилл поблагодарил всех присутствующих иерархов за их участие, которое в некоторых случаях проявило «определенную смелость».

По его мнению, причиной нынешних кризисов в церкви является «потеря общего понимания порядка церкви и характера предстоятеля в ней», с которым необходимо бороться и решать на общеправославном уровне.

Российский примат указал на то, что он считает шесть наиболее острых проблем в церкви сегодня:

1. Проблема понимания первенства в церкви; попытки обосновать претензии на универсальное лидерство с помощью специально созданной теологической аргументации; отсутствие системы соборного контроля над действиями первичного престола, необходимость консенсуса в принятии решений в общеправославном масштабе.

2. Угроза институту автокефалии в церкви; отсутствие единого православного механизма, бесспорного для всех, предоставления автокефалии; попытки ввести неравенство между «старшей» и «второстепенной» автокефальными церквями.

3. Попытки оспорить канонические границы автокефальных церквей, пересмотреть и отозвать некогда принятые документы исторического значения, определяющие эти границы.

4. Требования первых среди равных в семье Поместных православных церквей о праве на получение обращений от любой церкви, угрозы использовать эти призывы как инструмент вмешательства во внутреннюю жизнь других Поместных церквей, которые, как я полагаю, требует понимания и обсуждения.

5. Развитие ненормальной ситуации, в которой первичный иерарх, вопреки основным принципам канонического права, выступает в качестве судьи в деле, в котором он является одной из сторон, и выступает в качестве последнего примера при рассмотрении вопроса.

6. Проблема создания так называемых «ставропигиальных структур» на территориях других Поместных церквей без их согласия или против их воли.

Последнее замечание Кирилла касается нынешних попыток Константинопольского Патриархата создать монастырскую ассоциацию в Чешской Республике без согласия Священного Синода Церкви Чешских земель и Словакии.

Его Святейшество Патриарх Сербский Ириней также подчеркнул необходимость проведения общеправославных соборов для борьбы за единство церкви и сохранения канонических принципов.

Его Высокопреосвященство Митрополит Тырговиштский Нифон, который возглавлял делегацию Румынской православной церкви, также говорил о необходимости соборных обсуждений и верности священным канонам и предлагал провести конференцию до возможного будущего Синаксиса приматов. Совет тщательно обсудит повестку дня, с надеждой, что такой совет принесет реальное единство в православном мире.

Со своей стороны, Блаженнейший Митрополит Киевский и Всеукраинский Онуфрий рассказал о жизни канонической Украинской церкви, отметив, что развитие церковной жизни там с 1990 года привело к фактической автокефалии, поскольку у церкви есть свой Священный Синод, собственный Архиерейский Собор и собственный духовный суд.

Уважаемый украинский примат также рассказал участвующим иерархам о ситуации с расколом в Украине сегодня, отметив, что так называемый процесс объединения только усугубил проблему. Он подробно рассказал о действиях Константинопольского Патриархата, отметив, что они серьезно отходят от канонических норм Православной церкви.

Хотя многие сегодня верят, что раскол будет исцелён, если Украинская православная церковь станет официально автокефальной, Онуфрий ответил: «Я хочу быть честным перед Богом и своей совестью и сказать, что уверен, что автокефальный статус Украинской православной церкви не излечит раскол. Возможно, некоторые раскольники вернутся в каноническую церковь, но не все. Автокефалия не гарантирует абсолютного единства, а автокефальные церкви, существующие в мире, имеют свои собственные расколы».

Наши нынешние проблемы могут быть решены «только тогда, когда мы откажемся от своих личных амбиций и будем действовать в духе Божественного смирения и братской любви», подчеркнул Его Блаженство.

В тексте пресс-релиза также подчеркивается, что церковная ситуация в Северной Македонии должна решаться в рамках диалога внутри Сербской церкви при всеправославной поддержке, и содержится призыв к руководству Черногории уважать и соблюдать основные права собственности, в том числе и Сербской православной церкви.